Как происходит переезд офиса и что такое "мувинг"
Организация офисных переездов — индустрия, которую оценивают в России в миллиарды долларов. Но несформированность мувинг-рынка до сих пор вызывает страх у представителей российского бизнеса
Наличие рынка мувинга — нормальная практика для развитой экономики. Так, в США в Ассоциацию профессиональных перевозчиков входит около 3000 компаний, которые осуществляют не только внутригородские переезды, но и междугородние и международные. Больше всего муверов в Нью-Йорке: 8-миллионный город обслуживается 40 крупными мувинговыми компаниями, в активе которых собственные склады, автопарки и бригады рабочих. В Федерации европейских ассоциаций перевозчиков более 4000 членов, представляющих 15 стран Евросоюза. Самым продвинутым в этом плане европейским городом считается Женева: на 180 000 населения приходится 120 мувинговых компаний.
В России рынок находится в зачаточном состоянии. Больше всего преуспели Москва и Петербург: в столице работают около 30 крупных муверов, в том числе восемь представительств иностранных компаний. В Петербурге действуют около пять крупных перевозчиков и еще примерно 15 мелких. В регионах, за исключением городов-миллионников и крупных промышленных центров, профессиональных муверов нет. Полагаем, что перспективы российского рынка мувинга огромны: его емкость оценивается в миллиарды долларов, причем традиционно львиная доля, около $100 млн, приходится на Москву.
Несформированность мувингового рынка — причина до сих пор бытующего в России страха перед переездом. Действительно, для успешно работающих компаний даже однодневный простой пусть и по такой уважительной причине, как переезд, чреват существенными финансовыми потерями. Поэтому некоторые компании годами терпят незанятые пространства и не могут минимизировать издержки. Одним из основных требований к мувинговой компании является скорость и безопасность переезда за минимальное количество дней или часов, оптимально ночью или в выходные — так, чтобы сотрудники не прерывали работу. На данный момент практически все крупные мувинговые компании к таким требованиям готовы и перевозят офисы без отрыва сотрудников от производства.
Что касается рынка экстренного мувинга, то в России как таковой он не выделен в отдельное направление, но классический мувинг подстраивается под запросы компаний. Кризис 2014-2015 годов оживил российский рынок мувинга, компании чаще стали менять офисы в погоне за сокращением издержек. Такой взрывной рост спроса родил предложение: в России стали появляться профессиональные компании, которые предоставляют весь комплекс услуг, необходимых для организации переезда.
В среднем услуги муверов обойдутся владельцу компании в сумму от 1300 до 4000 рублей за одно рабочее место. Небольшие компании переезжают за пару часов, компании покрупнее — за ночь или за сутки, для гигантов вроде «Газпрома» и для междугородних перевозок составляются графики переезда.
Организовать плановый переезд сегодня не проблема. Но вот экстренный требует нетривиальных действий и решений. Причинами внезапной потребности сменить обстановку могут выступать самые разные форс-мажоры: от прорыва канализации или пожара в бизнес-центре до последствий стихийного бедствия или теракта. Иногда компания вынуждена сниматься с места из-за ценовой политики арендодателя, внезапно решившего прямо «завтра» существенно поднять ставки. Разумеется, что срочный переезд обойдется дороже на 20-30%.
С одной московской компанией собственник офиса внезапно расторг договор аренды, оставив на переезд всего пару дней. С точки зрения мувинга это нормальный срок: организовать упаковку и перевозку мебели, оргтехники и личных вещей порядка 30 сотрудников за это время возможно. В данном случае проблема была в другом: переезжать было некуда, никто не был готов к перемещению, новое помещение не искали. А простой в работе компании грозил как финансовыми, так и репутационными потерями.
Для таких экстренных случаев подойдут помещения, готовые для работы, — меблированные офисы и коворкинги. Поставщики офисных решений предлагают офисы класса А и В+ с гибкой системой аренды, с уже проведенными IT-коммуникациями. Разместить сотрудников и подписать договор можно в день обращения, важно только заранее сообщить, сколько людей нужно разместить и нужно ли место для сервера. Стоимость краткосрочной аренды такого офиса начинается от 70 000 рублей за 2–3-местный меблированный офис, полностью готовый к работе. Стоимость месячной аренды рабочего места в коворкинге составит около 15 000 рублей. Другой пример — крупная международная юридическая компания. В бизнес-центре, где она базировалась, произошел пожар. Офис юристов не пострадал, но сильный запах гари мешал работе, и руководитель принял решение временно сменить локацию. 20 сотрудников на полгода разместились в коворкинге, причем переезд занял один день и обошелся компании в среднюю по рынку сумму около 50 000 рублей. Из-за того, что деятельность фирмы не прерывалась, ей удалось избежать репутационных потерь.
В случае возникновения форс-мажора, когда нужно срочно сниматься с места и ехать «в никуда», мы можем посоветовать принимать решения максимально оперативно. Еще одним способом нейтрализации нештатной ситуации может быть диалог с сотрудниками: нужно предоставить им самим решать, где они смогут наиболее эффективно работать в «смутное» время — дома, во временном офисе, в коворкинге. В любом случае переезд, а тем более внезапный — это сильная эмоциональная встряска для работников. Да, с одной стороны, это стресс, но с другой — отличная проверка команды на стрессоустойчивость, слаженность действий и возможность эффективной работы в экстремальных условиях.
В некоторых случаях внезапный переезд может подтолкнуть к пересмотру штатного расписания: вполне вероятно, что многие сотрудники покажут отличные результаты, работая удаленно. Например, итогом пилотного проекта BeFree от «Билайн», в ходе которого 300 человек ростовского офиса сотового оператора были переведены на удаленку, стали вполне оптимистические показатели. 64% сотрудников по крайней мере не ухудшили свои рабочие результаты, а 22% показали рост личной эффективности. BeFree — плановый проект, там все обошлось без форс-мажоров с офисами, но его главной ценностью можно считать формирование в России культуры удаленной работы с личной ответственностью за результат. Также можно провести другие эксперименты, например, разместить сотрудников в open space, такое размещение более компактно и может сэкономить компании до 40%.
Источник